Коллекторы — их права и как с ними общаться
В процессе оформления кредита сотрудники банков тщательно проверяют платежеспособность заявителя. Банк заинтересован в том, чтобы клиент своевременно погасил свои обязательства. В случае нарушения графика выплат финансовое учреждение имеет право обратиться к коллектору, который должен помочь заемщику вернуть кредит.
Три этапа работы коллекторов
Деятельность сотрудника коллекторской службы включает в себя три этапа:
- Сперва коллектор напоминает должнику о его обязательствах в корректной форме путем телефонных переговоров, смс-сообщений, электронных писем и почтовых отправлений. Целью этих действий является мотивирование клиента банка вернуть денежные средства. На первом этапе сохраняется конфиденциальность, а общение происходит в тактичной форме.
- В случае, когда заемщик не реагирует, коллектор переходит ко второму этапу работы. Здесь возможны визиты домой, на место работы или отдыха. Кроме того, о задолженности могут быть проинформированы близкие родственники и коллеги должника. Метод жесткого нажима нередко дает результаты. Испытывая дискомфорт, должник старается поскорее решить проблему.
- На третьем этапе происходит подготовка документов для обращения в суд. К таким действиям коллекторы переходят в том случае, если заемщик не имеет возможности платить или отказывается признать сам факт задолженности. Здесь к работе привлекаются грамотные юристы, а сотрудники коллекторской компании принимают все меры к поиску имущества должника, с которое проще всего взыскать долг.
Что могут коллекторы
Иногда ответственный заемщик лишается возможности своевременно погасить свои кредитные обязательства по независящим от него причинам. Первостепенная задача сотрудника коллекторской компании заключается в оказании посильной помощи должнику. Это предполагает совместный поиск решений возникшей проблемы.
Деятельность коллекторских компаний полностью регламентирована законами в сфере потребительского кредитования. Коллекторы имеют право:
- лично встретиться для переговоров с должником;
- позвонить по телефону, указанному в договоре кредитования;
- отправить текстовое или голосовое сообщение;
- отправить письмо по почте.
Следует знать, что при разговоре сотрудник коллекторской компании должен представиться, сообщить название своей компании, его юридический адрес и свою должность. Кроме того, закон регламентирует период времени, в который коллектор имеет право позвонить или нанести визит должнику. В рабочие дни это допустимо с 8-00 до 22-00, а в выходные дни — с 9-00 до 20-00 часов.
Звонки по телефону от коллектора могут быть не чаще 1 раза в сутки, 2 раз в течение недели и 8 раз в течение календарного месяца.
Основной целью сотрудника коллекторского агентства является погашение должником обязательств перед банком. Поэтому изначально специалист настроен на конструктивный диалог. Вежливое общение и желание должника погасить свои кредитные обязательства в такой ситуации избавят от неприятных моментов в разговоре. Грамотный коллектор всегда действует в рамках закона, пытаясь помочь заемщику вернуть деньги.
Что нельзя делать коллекторам
Сотрудники коллекторских компаний не имеют права звонить:
- беременным женщинам;
- инвалидам первой группы;
- должникам в период их нахождения в лечебном учреждении.
Нередко люди сталкиваются с тем, что коллекторы беспокоят их по чужим кредитным обязательствам. Это происходит в таких случаях:
- номер телефона прежде принадлежал заемщику;
- человек выступил в роли поручителя по чужому кредиту;
- кто-то указал данный телефон в качестве дополнительного контакта.
При этом закон запрещает коллектору обращаться к лицам, которые не являются прямыми должниками. Решением вопроса может стать соответствующая выписка из банка об отсутствии непогашенных задолженностей, либо прямое указание на нарушение сотрудником агентства законодательства.
Коллекторы не имеют права беспокоить должника в ночное время суток, угрожать, запугивать, выходить на связь с близкими родственниками с требованием погасить долги. Подобное поведение коллекторов является прямым основанием для обращения должника в суд с соответствующим иском. Доказательством нарушения прав должника в таких случаях служат записи телефонных разговоров или сохраненные в памяти телефона сообщения.
Как разговаривать с коллекторами
Оказавшись в сложной финансовой ситуации, рекомендуется придерживаться правильной линии поведения в переговорах с сотрудником коллекторской компании. Диалог следует вести вежливо, по возможности объяснить ситуацию. Лучшим вариантом является демонстрация готовности к диалогу.
В случае обращения по чужим кредитным обязательствам необходимо узнать у коллектора, откуда известен данный номер телефона, кто подписал кредитный договор. Если человек не брал деньги в долг, тогда разговор можно записать на диктофон, а затем обратиться в полицию.
Следует понимать, что коллекторы вправе требовать даже небольшие суммы задолженности. Если вдруг выявилась небольшая недоимка по кредиту, задолженность необходимо погасить, взяв в банке соответствующую справку.
Выводы
- Коллектор не имеет возможности самостоятельно удалить человека из своей базы должников. Для этого потребуется обратиться в банк.
- Погасить необходимо даже небольшую сумму задолженности.
- Коллекторы не должны запугивать человека. Их цель — помочь должнику погасить кредитные обязательства перед банком.