Инфляция в России: особенности процесса, действия государства

Экономика каждой страны постоянно изменяется, динамично развиваясь. Инфляция имеет свою специфику, определяемую факторами, которые вызывают процесс стремительного роста цен. Вопрос интересует граждан страны не просто так, ведь инфляция в России может серьёзно ударить по кошелькам обычных людей.

Что такое инфляция?

Инфляция — экономический процесс, являющийся причиной увеличения стоимости тех или иных товаров. Зачастую причиной становится нестабильность курсов валют и мировых рынков, а также их колебания в сторону потребительского спроса. Однако будет ошибочно полагать, что процесс инфляции всегда равен только повышению цен. Показатель может оставаться стабильным, либо понижаться — в зависимости от сферы предоставляемых услуг или товарной продукции.

инфляция

Уровень инфляции — важнейший показатель развития экономики. Процент в каждом году буквально отражает благосостояние населения страны. Обесценивание денег происходит постоянно, за изменениями в этой сфере необходимо следить. Только так можно быть в курсе причин резкого подорожания жизни. Таким образом, получается рассчитать на основе прогнозов собственную платежеспособность на несколько месяцев вперед.

Человеку, не изучавшему экономику, сложно понять принцип. Приведем простейший пример: в январе хлеб стоит 25 рублей за буханку, через полгода цена изменится на 30 рублей, а через год прибавиться ещё 5, и станет 35 рублей. Платежеспособность гражданина страны при этом остается прежней — ведь он получает ту же зарплату или пенсионные выплаты, а расходы возрастают.

Выделяется два типа инфляции:

  1. Скрытая — дефицит товаров в рыночном обороте, деньги обесцениваются.
  2. Открытая — уровень цен возрастает в течение длительного времени, приводя к закономерному подорожанию жизни.

Общий уровень возрастает постоянно, приводя к снижению благосостояния населения. Другими словами, жизнь обычного человека становится дороже при условии сохранения тех же доходов, что год назад.

Инфляция обесценивает денежные средства относительно иностранной валюты, импортируемых товаров и драгоценных металлов (за показатель берется золото). Стоимость 1 грамма золота возрастает, а курс национальной валюты, напротив, падает. Характерно, что учитывают только то, что не нарушает собственную фактическую стоимость.

Читайте также:  Детские вклады: преимущества и предложения банка

Особенности процесса

Инфляцию относят к понятиям спроса и предложения. Цены могут постоянно возрастать, если есть спрос на категорию товаров или услуг. Обратная ситуация — возрастают только издержки на производство. Стоимость топлива, сырья становится выше, соответственно, цены аналогично повышаются. Сюда же относится поднятие курса заработной платы: только в одной, либо во многих сферах, но они обязательно должны перекликаться.

инфляция

Ещё одна классификация по основным характеристикам:

  • гиперинфляция — 100% (и выше) темп роста денежных средств. В результате развивается ежедневный перерасход валюты, иногда такое может случиться несколько раз за одни сутки. Наиболее характерна в военное время;
  • галопирующий процесс — от 10% до 100% ежегодно. Несмотря на временные рамки в 12 месяцев, это действительно «галоп» — деньги обесценивают с пугающей скоростью. Деловые сделки заключаются с особыми договоренностями, учитывающими этот процесс, либо оплата рассчитывается по устойчивому курсу иностранной валюты;
  • ползучий процесс — не превышает 10%;
  • сбалансированная инфляция — не более 5%, стоимость разных категорий товаров изменяется постепенно и одновременно.

Каждый процент высчитывается от общей динамики за временной промежуток в 12 месяцев. Иная ситуация складывается только с гиперинфляцией и, как правило, затрагивает узкоспециализированную категорию товаров.

Измерение динамики, прогнозы

Любой процесс можно измерить, инфляция совсем не исключение. Основной инструмент в данном случае непосредственный рост цен. Здесь выделяется несколько тенденций, согласно которым можно определить рост инфляции в России. Для измерения используется три инструментария:

  1. Индекс потребительских цен. Проводится на основе наблюдения за определенной товарной категорией — будь то продукция или услуги. Выводится общая статистика, которая публикуется Росстатом в начале года.
  2. Динамика стоимости однородных товаров. Набор формируется на основе того, насколько составляющие важны для населения РФ.
  3. Новые категории товаров и услуг вносятся в список при затраченных расходах в 0,1% от затрат всего населения. Список подразделяется согласно социальным группам.

Итоговый список не включает предметы, стоимость которых колеблется в зависимости от времени года или решений на уровне законодательства.

Рассмотрим перечень за 2006 год, когда были исключены многие услуги и товары:

  • часть услуг ЖКХ;
  • оплата телефонной связи;
  • перевозки на воздушном, железнодорожном транспорте;
  • топливо;
  • алкогольные напитки (в частности водка);
  • картофель;
  • не пастеризованное молоко.
Читайте также:  Кредитный рейтинг: критерии оценки платежеспособности заемщика

Расчеты проводятся с учетом потребительской корзины. Так будет выглядеть статистика на примере развитой страны:

  • 10% — продукты питания;
  • 20% — непродовольственные товары;
  • 20% — оплата ЖКХ.

Половина корзины уже исключена, а вторая часть, как правило, направлена на оплату ипотеки и других услуг.

Подробные данные по годам предоставляются Центральным Банком РФ. Таблицы составлены на основе информации, полученной из Росстата, но общий подсчет, как правило, не совпадает с базовым уровнем. Так выводится ещё два понятия — базовая и не базовая инфляция. Базовая равняется совпадающим показателям, а не базовая возникает по причине того, что ЦБ РФ учитывает стоимость плодоовощных направлений, оказывая влияние на общественное мнение.

Факторы развития

Факторы развития инфляции

Можно разделить причины прогрессирования инфляции внутри страны на первоначальную и вторичную группу. В первую категорию входят субъективные причины, возникающие из-за изменений в хозяйственной деятельности. Процесс оказывается связан с инфляционным ожиданием, которое может оказывать непосредственное влияние и изменять стоимость тех или иных товаров. Данный показатель действует даже при условиях здоровой конкуренции. Особенно важен при гиперинфляции.

Основные причины развития следующие:

  1. Сокращение ВВП с сохранением курса.
  2. Рост расходов за счет эмиссии.
  3. Чрезмерное кредитование.
  4. Монополизм.

Вторичная (объективная) группа включает факторы, разделяющиеся на монетарные и немонетарные, что отчасти подтверждает — инфляция носит исключительно денежный характер.

Монетарный фактор базируется на следующих формах:

  • изменения курса валют;
  • инвестиционная чрезмерность;
  • кредитная экспансия.

Изменения курса валют влияет лишь на стоимость импортных товаров.

Виды политических мер против инфляции

Правительство России уделяет внимание мерам по снижению инфляции, что позволяет удерживать экономику всей страны в стабильном состоянии. Существует несколько сдерживающих мер, практикуемых в современной России.

Таргетирование

Российской Федерации характерен метод инфляционного таргетирования. В части других стран придерживаются стабильного денежного курса. Главная цель — увеличение изменчивости.

Читайте также:  Банк подал в суд: действия должника, описание судебного процесса

таргетирование инфляции

Метод обосновывается на политике управления — когда специалисты намеренно управляют ожиданиями населения ради вывода необходимых показателей. Пример такого взаимодействия прост: определяется цель, после чего регуляторы придерживаются её достижения. Постепенно изменяются процентные ставки. Процесс не простой, потому последствия могут оказаться непредсказуемыми.

Последствия таргетирования неоднозначны. Например, если уровень повышает прогнозируемый порог, ЦБ поднимает процентную ставку. Таким образом, появляется спекулятивный капитал, падает валютный курс и страдает бизнес.

Цены, доходы — инструментарий и основные положения

Политика цен и доходов активно применялась на Западе в 60-е годы, после чего перешла в Россию. На сегодняшний день от неё практически полностью отказались, либо применяют в более мягкой форме. Основная мысль состоит в том, что необходимо вводить как можно больше мер разного значения, чтобы контролировать возрастает цен на услуги и товары.

Наиболее распространенные методы контроля были следующими:

  1. Замораживание цен и доходов на законодательном уровне в течение длительного времени.
  2. Сотрудничество по всем направлениям для предотвращения скачков.

Цель достигалась проведением постоянных переговоров между правительством страны, представителями предпринимателей и рабочего класса. Профсоюзы в основном настаивали на том, чтоб зарплата была напрямую зависима от динамики цен. Предприниматели желали увеличения производительности. В конце концов, результаты получались весьма ограниченными. Избавиться от инфляции такими способами не выходило.

Подобная политика применяется на сегодняшний день в мягкой форме. Искоренить инфляцию не получится, но это позволяет снизить вероятность развития опасных показателей. В свою очередь, отсутствие риска приводит к возрастанию инвестиций. Дисбаланс в экономике устраняется, Росстат данные меняются в лучшую сторону.

Благоприятная экономическая среда вызывает предсказуемость инфляционных процессов, а изменчивость лежит в основе всего процесса. Именно поэтому инфляцию стоит рассматривать как поведенческий феномен. Характерно, что с развитием страны, таргетирование сказывается отрицательно, тогда как политика цен и доходов находит отклик. Также инфляция в России за последние годы начала существенно замедляться, что ведет к стабилизации экономической обстановки в стране.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector